Конспект занятия в подготовительной группе
Познавательное развитие
Тема «Путешествие по родному краю»
Выполнила воспитатель: Пушкарская Евгения Викторовна
Цель: Формирование краеведческой любознательности, познавательного
интереса к окружающему миру и миру неживой природы родного края.
Постановка учебных задач.
Расширить и закрепить знания детей о природе Приморского края.
Узнать, что такое «полезные ископаемые».
Узнать, какие полезные ископаемые есть в нашем крае, их свойства и применение
Учиться работать с физической картой
Развивать любознательность
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Продолжать знакомить с богатством родного края.
Развивать связную речь детей.
Оборудование: мультимедийный проектор, карта России, карта Приморского края,
карточки-символы полезных ископаемых.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций
с полезными ископаемыми, морскими обитателями, животными тайги,
чтение отрывка из сказки Н. Бажова «Хозяйка Медной горы»,
знакомство с физической картой России, картой Приморского края,
Ход занятия
Ребята, наше занятие мне бы очень хотелось начать с добрых слов,
чтобы подарить вам заряд хорошего настроения на целый день.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить!
Возьмитесь за руки и передайте друг другу частичку своего тепла.
Ребята, сегодня у нас будет не обычное занятие,
а мы с вами совершим сказочное путешествие по родному краю.
Есть в России край такой
С необычной красотой
Здесь и море, и тайга,
Лотос смотрит в облака.
В сопках тигры и олень,
Есть лимонник и женьшень.
Постарайся, угадай,
Как зовётся этот край? ( Приморский)
Приморский край очень уникальный уголок Российской Федерации.
Он сочетает в себе флору и фауну различных природных зон,
красоту подводного царства, которые немыслимым образом дополняют друг друга
и создают неповторимый мир. Но природа Приморского края
хранит в себе богатства не доступные глазу человека,
веками накапливая их в своих недрах.
Нам стало интересно, какие богатства хранит в себе
Приморская земля в своих недрах и на её поверхности,
и в чем ценность нашей малой родины.
А поможет нам рассмотреть красоты Приморья путешествие в сказку.
Ведь говорят, что край наш сказочно красив и богат.
Для этого нужно произнести волшебные слова.
По волшебному пути
В сказку можем мы войти.
Сказка, сказка отзовись,
Перед нами появись.
И вот мы очутились в очень интересном и необычном месте.
(Появляется слайд с изображением карты Приморского края,
рядом на столе разложены карточки).
-Ребята, а что это за значки? (этими значками указаны
полезные ископаемые, которые находятся на той или иной территории).
- А что такое полезные ископаемые? (Полезные ископаемые – это природные богатства,
которые добывают люди на земле и под землёй и используют их в хозяйстве.
Полезные ископаемые – это сокровища Земли.)
-Ребята, посмотрите на значки на карте и скажите много
ли полезных ископаемых находится в недрах нашей Приморской земли?(много)
- Обратите внимание на значки, они разные.
- Какой вывод вы можете сделать? (ископаемые тоже разные).
(послышался шорох)
-Ребята здесь кто-то есть. Давайте затаимся и послушаем.
Входит группа детей, изображающих полезные ископаемые.
Песок: — Я Песок, и куда меня только не добавляют.
Скажу честно: без меня не то, что дом построить,
ремонта настоящего люди сделать не смогут.
Миллионы тонн песка используются в литейном деле, при плавлении металла.
Да и кирпич не сделаешь без песка.
Воспитатель обращает внимание детей на карту.
Сообщает, что песок добывают в районе(………………………)
Известняк
Я-Известняк — камень, белого или светло-серого цвета,
состою из мелких частичек, скреплённых между собой.
Под действием уксусной кислоты вскипаю, на поверхности появляются пузырьки
и слышится шипение. Этим я и отличаюсь от других горных пород.
Люди, которые добывают меня в карьере, работают как бы на дне моря.
Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад.
Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов и раковин - образовались постепенно толщи известняка.
Меня используют при строительстве зданий и дорог.
Из меня получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов.
- Ребята, найдите на карте районы, где добывают известняк,
что нам поможет? (наши карточки - определители)
Глина: — Что-то я не пойму, идёт разговор о строительстве,
а меня никто не замечает, как будто без меня они, эти хвастуны, на что- то способны.
Я — Глина, единственная дама, самая мягкая и покладистая. Я прочнее, чем гранит и железо.
— Кто знает, что из меня делают? (кирпичи, посуду, можно лепить статуэтки, фарфор).
Физминутка.
Игра «Скульптор и глина»
Участники получает роль Глины, один— Скульптора.
Скульптор должен придумать и вылепить из Глины скульптуры.
-У тебя получились замечательные скульптуры.
Педагог обращает, внимание на карту и сообщает, что глину добывают в разных местах и даже у нас в Приморском крае.
Каменный уголь:
Подумаешь, используют в строительстве.
А вот что было бы с вашими постройками, если бы не я, каменный уголь.
Люди бы замёрзли в домах. Я очень полезное горючее ископаемое
и меня используют как топливо, а добывают в шахтах. Ясно всем.
Ой, смотрите-ка на него, очень полезное ископаемое.
Я между прочим тоже уголь, только бурый и тоже горючее
ископаемое растительного происхождения.
От каменных углей отличаюсь главным образом окраской бурых тонов.
Я быстро раскалываюсь на воздухе на мелкие куски. Добывают меня в карьерах. Вот так.
Воспитатель: Не ссорьтесь вы оба очень нужны нам людям и очень полезны.
А ребята сейчас покажут на карте где находятся месторождения каменного и бурового угля.
Железная Руда: — Позор! Ужас! Единственная дама! А я, по- вашему, кто? Ох, извините, забыла представиться.
Я — Железная Руда. Природное прочное образование.
Благодаря мне человек достиг таких успехов в развитии тяжёлой промышленности.
За это меня люди и оценили.
— Какую пользу я приношу людям?
После ответов детей, педагог предлагает рассмотреть материалы,
сделанные из стали. (ножницы, ложки, вилки и т.д.).
Ребята, давайте посмотрим в каких районах Приморского края добывают железную руду.
Золото. А я, между прочим тоже металл, меня ещё называют благородный или драгоценный.
Конечно в Приморье меня не так много, как других металлов,
но все мною восхищаются, изделиями из меня украшают себя.
Догадайтесь, как меня называют? (золото).
Ребята, давайте посмотрим, где добывают этот замечательный металл.
Показ бутылки с водой
Далее педагог показывает бутылки с минеральной водой.
— Что это за вода в бутылках? (минеральная)
— Почему её так называют? (в ней содержатся минералы).
— Чем она полезна? (лечебная)
Воспитатель сообщает, что минеральная вода тоже полезное ископаемое.
По названию бутылки можно узнать, где эта вода добывается.
Источник минеральной воды «Серебряный ключ» находится в Приморском крае,
в Надеждинском районе.
Эту прекрасную воду с восхитительно нежным вкусом создала сама природа,
наделив ее самыми ценными и полезными минералами и микроэлементами.
Уважаемые полезные ископаемые, пожалуйста не ссорьтесь.
Вы все очень нужны людям. Вы помогаете им жить, делаете их жизнь комфортной и удобной.
000А самое главное мы с вами находимся на одной территории.
Вы залегаете в недрах, а мы живём на поверхности.
А наш край называется Приморский, и мы его очень любим.
Полезные ископаемые обнимаются, мирятся.
А мы приглашаем вас попутешествовать с нами и посетить другие интересные места.
А мы с вами снова произносим волшебные слова и отправляемся в новое путешествие.
По волшебному пути
В сказку можем мы войти.
Сказка, сказка отзовись,
Перед нами появись
- Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Лесовичка, в его владениях.
- А, что входит в его владения? (Леса)
-Этот лес необычный, его называют тайгой.
Чем отличается лес от тайги? (в тайге растут хвойные деревья).
- Какие хвойные деревья вы знаете? (……………………………………)
-Молодцы.
- Ребята, а вы знаете, что тайга в Приморском крае называется Уссурийская тайга.
-Ребята, а вы знаете как вести себя в лесу.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Молодцы.
Теперь мы с вами можем смело идти дальше.
- Отгадайте загадку.
Вот зашли мы в хвойный лес
Ели, сосны до небес
Здесь и лиственница и кедр,
А кто веточку возьмет,
Пусть тот дерево найдет!
(Работа в группах)
Детям предлагаются картинки ели и сосны. (дети одной группы должны описать веточку ели:
хвою, шишки, другие – описать веточку сосны
и сравнить эти деревья, найти сходства и различия).
Игра «Найди дерево»
- Ребята, а ведь в тайге водятся различные животные.
- Я загадаю загадки, а вы отгадаете о каких животных идёт речь.
Полосатый, рыжий зверь,
Самый редкий он теперь.(Тигр)
Рыжий зверь: проворный, мелкий.
Он грызёт орехи, шишки
Спит в дупле.
Хвост длинный, пышный.
По деревьям скачет (Белка).
Не ойкнув в руки, не возьмёшь
Колючий он, как ёлка,
В клубок свернулся колкий.
Его узнали? Это - Ежик
Он не собака, только всё ж
Он очень на неё похож.
В зубах добычу поволок
Злой, страшный, сильный, серый ( волк).
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Как огонь его шкура горит,
Весь белыми пятнами зверь тот покрыт. (Олень)
- Ребята, давайте прощаться с лесными обитателями, и снова произнесём волшебные слова.
По волшебному пути
В сказку можем мы войти.
Сказка, сказка отзовись,
Перед нами появись.
- Куда мы попали сейчас? (появляется слайд с изображением озера Ханка).
- Ребята кто-нибудь узнал это озеро. ( озеро Ханка)
(показать его на карте рядом лотосами)
- На что похожа форма озера? (на ладошку и т.д.)
- А что вы знаете об этом озере? ( Это самое большое озеро Приморского края, славой
и украшением озера является цветок Лотоса.
Этой необычной формы цветок занесён в Красную Книгу).
Давайте отдохнём на берегу этого озера и проведём физкультминутку.
Физкультминутка «Лотосы»
Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)
Распускают лепестки (Начинают медленно вставать)
Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)
Лепестки колышет (раскачиваются)
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают (раскачиваются)
Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)
- Посмотрите на карту и скажите, каким цветом обозначены водные ресурсы нашего края. (синим цветом).
- Внимательно посмотрите и скажите все ли они имеют одинаковую форму? (нет)
- А чем они отличаются? (одни похожи на тонкие нити)
- Это реки (воспитатель называет несколько рек).
- Обратите внимание на огромную водную гладь, которая омывает границы нашего края?
- Что это? (это море).
- Как называется море, которое омывает берега Приморского края? (Воспитатель показывает его на карте) (Японское)
- Правильно.(воспитатель говорит на фоне музыки затем дети читают стих. Музыку можно лишь приглушить)
Здесь можно встретить осьминогов и кальмаров, актинии, сады из бурых водорослей-ламинарий,
изобилие морских звёзд и морских ежей, креветки, крабы.
Из моллюсков распространены гребешки. Огромное изобилие различных видов рыб.
Дети: Вот оно какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее,
чайками кричащее,
чистое, солёное,
тёплое, рифлёное
С небом обнимается,
Солнцу улыбается!..
- Ребята, сказочное путешествие по интересным местам Приморья подошло к концу.
Нам пора возвращаться домой. А для этого надо сказать волшебные слова:
«Вокруг себя обернись, 1,2,3 в детском саду окажись».
- Молодцы, вам понравилось сегодняшнее занятие?
Что нового узнали на занятии?
Ребята,сегодня вы хорошо поработали на занятии.
А в заключении споём песню о любимом крае. Звучит песня о родном крае
«То берёзка, то рябина». (звучит видео клип песни)
Занятие окончено.
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Родному краю». 26,8 КБ