Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса МБДОУ ДСОВ №22

 

 

Здание детского сада типовое, двухэтажное, кирпичное, построено в 1978 году.  В 2015 году, после реконструкции   площадь здания – 856,3 кв. м., площадь прилегающей территории 5102  кв. м. Функционирует как муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №22»  с 1 октября 2015 года. Детский сад имеет следующий вид благоустройства: уличное освещение, водопровод, канализация, центральное отопление, приточно-отточная система вентиляции. Здание и территория оснащены видеокамерами для видеонаблюдения внутри и снаружи здания, видеонаблюдение  за территорией. Имеются   и функционируют системы автоматической пожарной  и тревожной сигнализации. Территория детского сада по периметру огорожена металлическим решётчатым забором с полимерным покрытием,  высота –2 м,  общая протяженность ограждений 264  м.

           На территории имеются оборудованные  теневыми навесами и малыми игровыми формами 3 игровые площадки, 2 спортивные площадки. 

                При входе в здание МБДОУ ДСОВ №22  имеется стационарный электриподъемник для обеспечения подъема инвалидного кресла коляски в на крыльцо здания для детей с овз.

         При организации развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ ДСОВ №22 соблюдены все основные принципы:

1.Принципы дистанции, позиции при взаимодействии.

Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя –– это разновозрастная мебель. В группах раннего, младшего, среднего дошкольного возраста собран разнообразный игровой материал для познавательного развития детей: пирамидки, вкладыши, кубики, мячи, куклы, конструкторы различных конфигураций, игрушки для сенсорного развития. Для развития движений оборудован физкультурный центр. В них имеются шведские стенки, маты, надувные мячи. Для игровой деятельности в группах есть игровая мебель, оформлены зоны для сюжетно-ролевых игр в соответствии с  возрастом детей, имеются уголоки природы, книжные уголки и уголки по изобразительной деятельности. Расположение мебели и игровых пособий обеспечивают ребенку постоянный визуальный контакт со взрослым.

2.Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов, пространственных конструкторов, надувных резиновых элементов, спортивных комплексов, ширм, низких устойчивых скамеечек. Каждый ребенок в группе имеет доступ ко всему содержанию предметно-игровой среды, может взять игры по желанию, игрушки, атрибуты для сюжетно - ролевых игр. Все находится на уровне не выше вытянутой руки ребенка.

3.Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

Предметно-развивающая среда постоянно меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения и реализуемой программы в соответствии к годовым календарным планом. Педагоги детского сада систематически обновляют и пополняют среду разнообразными игровыми пособиями, новыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Жизненное пространство организовано так, что дает возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям, в  возрастных группах детского сада, в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, моделированием, экспериментированием, играть в сюжетно-ролевые игры, театральной деятельностью.

5.  Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

В детском саду детям созданы оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Помимо различных игровых центров в группах есть уголки «Уединение», где ребенок может отдохнуть, уединиться. Каждому ребенку обеспечено личное пространство: кровать, шкаф для одежды, для хранения принесенных из дома игрушек, книг. Для решения задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста в группах оборудованы уголки семьи (с домашними фотографиями, альбомами), имеются пособия - игры с пиктограммами эмоций и «экраны настроений». В уголке книги воспитатели периодически выставляют картины и книги с иллюстрациями нравственного содержания, обсуждают с детьми проблемы, обозначенные в них.

 6.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Эстетическая развивающая среда в группах предусматривает наличие разнообразных материалов для осуществления детьми той или иной деятельности, как по их выбору, так и организуемой воспитателями. Все материалы, предназначенные для детей, имеют эстетический вид и содержатся в порядке.

7.Принцип открытости-закрытости.

Среды возрастных групп имеют характер открытых, незамкнутых систем, развивающих и развивающихся, способных к изменению, корректировке и, самое главное, к развитию.

Этот принцип представлен в нескольких аспектах:

Открытость природе, озеленение интерьеров помещений. Проектирование, способствующие единству человека и природы. в группах выращиваются разные цветы, исходя из предпочтений различных растений, используются растения с учетом их разрешения использования в детских учреждениях.

Открытость культуре и ее прогрессивным проявлениям. Элементы культуры  органически входят в дизайн интерьера детского сада.

Открытость обществу. Все желающие принять участие в организации и функционировании среды имеют такую возможность ( родители, социальные партнеры).

организация среды  детского сада  основывается на принципе любви и уважения к Родине. В возрастных группах имеются патриотические уголки.  Организовано формирование представлений о «маленькой Родине» и чувства любви к ней. В детском саду формируется  открытость собственного мира  ребенка.

 Открытость своего  «Я»  формируется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я - образа». Возраст от 3 до 7 лет -замечательный возраст, в котором ребенок формируется как личность. У него начинается складываться Я - концепция –

 

 8. Учет половых различий детей.

Этот принцип полностью реализован в материально техническом обеспечении. Педагоги детского сада  осуществляют наполняемость возрастных групп различными пособиями, оборудованием, играми, которые будут интересны как девочкам, так и мальчикам. В игровых зонах   всех возрастных групп в соответствии с принятыми эталонами мужественности и женственности   есть  развивающая среда   к примеру парикмахерская и авторемонтная мастерская, куклы и машинки. При этом развивающие пособия для девочек по своей форме  привлекательны, прежде всего, для них, но по содержанию равноценны как для мальчиков, так и для девочек.

         Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей овладению разными способами деятельности.

          В каждой группе детского сада  создана развивающая среда с учетом возрастных особенностей, с учетом потребностей, интересов и эмоционального благополучия детей, с учетом выбранной программы.

             В группе раннего возраста и группе младшего возраста  - это пространство для удовлетворения детей в активном движении. Разнообразный дидактический материал, игры сделанные самостоятельно педагогами групп; различные виды конструкторов, пирамидки, кубики, альбомы с иллюстрациями животных, предметов, окружающей среды.   В средней группе более насыщен центр сюжетно – ролевых игр с ролевыми атрибутами.

       В детском саду  есть музыкальный зал,совмещенный со спортивным. В нем достаточно места для подвижных игр, упражнений. Зал  оснащены спортивным оборудованием, соответствующим возрастным особенностям и программным задачам: мячи разных размеров, скакалки, гантели, кольцебросы, ленточки, гимнастические доски, навесные мишени, мешочки с грузом малые, канаты.

Так же в своей работе воспитатели используют нестандартное оборудование для занятий по физической культуре, закаливающих и профилактических мероприятий, сделанные как самостоятельно, так и совместно с родителями: разнообразные массажные коврики, ребристые напольные доски, различные тренажеры для профилактики плоскостопия, «гантели» из пластмассовых бутылок, мешочки с крупами, песком и многое другое.

В каждой группе имеются картотеки подвижных игр, физических упражнений, физкультурных минуток, комплексы дыхательных, пальчиковых, корригирующих гимнастик, закаливающих мероприятий, игры на развитие эмоционально – личностной сферы детей.

 Все это помогает педагогам в их работе, имея различные пособия, они могут моделировать свои занятия, варьировать игры, разнообразить деятельность детей.

Центр сюжетно-ролевой игры. Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушек. Здесь формируются все стороны личности ребенка. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он будет лишен увлекательной игры. В детском  саду большое внимание уделяется игре и созданию предметно – игровой среды, как в группах, так и в самом учреждении. Педагоги организуют и проводят ролевые игры, сюжетно – ролевые и театрализованные игры.

В группах имеется материал по проведению и организации сюжетно – ролевых, театрализованных игр, педагоги и родители пополняют игровую зону атрибутами, костюмами, сшитыми и сделанными самостоятельно.

В центре строительства находится весь строительный материал различных размеров, форм, фактур для того, чтобы дети могли конструировать, придумывать разные постройки и сооружения. Также в центре находятся чертежи, рисунки, фотографии и прочий иллюстративный материал необходимый для занятий по конструированию. Часть рисунков, чертежей используется в качестве образцов с целью прямого следования им, другие способствуют развитию у детей умения закончить постройку, скомбинировать ее с учетом поставленной задачи. На стеллажах детской игровой мебели, которые являются конструктивным элементом, отделяющим один центр от другого, размещаются игрушки: маленькие и большие машинки, грузовики, самолеты, дорожные знаки для обыгрывания построек.

 Центр искусства. Искусство – это важнейший фактор эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему способствует формированию эстетической культуры личности. В центре искусства размещен разнообразный художественный материал, который стимулирует детей к опробованию и реализации своих творческих возможностей, дает детям возможность получить удовольствие от знакомства с новым материалом. Имеется различные принадлежности для художественной деятельности: бумага разной окраски и фактуры, клей, ножницы, кисти, старые открытки, природный материал, книжки-раскраски, трафареты, стеки, печатки. Представлены произведения искусства различных видов и жанров, народного прикладного творчества. В центре искусства имеется демонстрационный материал по ознакомлению дошкольников с творчеством выдающихся художников. Также в центре есть «Полочка красоты», где расположены разные предметы народно-прикладного творчества. Дети имеют возможность украшать своими работами групповое помещение. Центр искусства играет существенную роль в программе, поскольку способствует развитию ребенка во всех аспектах. Занятия в этом центре направлены на развитие творческих способностей, вербального и невербального общения, общей и тонкой моторики, интеллектуальных способностей. Они стимулируют дивергентное мышление проблемными ситуациями открытого типа и формируют способности ценить культурное и художественное наследие.

 Центр литературы содержит книги, объединенные единой темой в соответствии с учебным планом. Набор книг соответствует спектру уровней детей в плане чтения: от книжек, где одни картинки, до более трудных. Здесь книжки-картинки, рассказы, сказки, журналы, энциклопедии, развлекательные издания, иллюстрации, портреты писателей. Типы и уровни трудности книг определяются возрастом и интересами детей. В уголке есть и принадлежности для письма: ручки, карандаши, фломастеры, бумага или тетради (чистые или линованные). Здесь дети имеют возможность организовать сюжетно-ролевую игру «Библиотека».

В естественно-научным центре находятся разнообразные комнатные растения с учетом возраста детей, сезонные растительные объекты (посадки рассады, различных цветочных культур, посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов и наблюдений).

 Имеются настольно-печатные дидактические игры, способствующие воспитанию экологической культуры;

календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, который ведется в соответствии с возрастом детей.

литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной темам);

информация познавательного, занимательного характера, стихи;

различный иллюстративный материал – птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт), растения; макеты «Наше подворье», «В лесу».

 В центре познавательного развития и настольно-манипулятивных игр находятся материалы, которые дети могут собирать и разбирать, такие как головоломки и конструкторы. Также здесь есть развивающие игры, которые помогают детям научиться сопоставлять одинаковое, классифицировать разное, считать, интеллектуальные игры, разнообразные пособия для развития мелкой моторики. В группах созданы условия для формирования у детей элементарных математических представлений. Различные дидактические игры, пособия, часы, материал для обучения счету, таблицы. Воспитателями  оформлен демонстрационный материал для занятий математикой, разнообразный занимательный материал.

Медицинский центр (уголок здоровья), создан специально для закрепления знаний по ОБЖ, полученных на занятии и в свободной деятельности. Дети имеют возможность изучать строение тела человека, его различных систем, познавать эмоциональный мир, приобщаться к ценностям ЗОЖ по иллюстративному материалу, дидактическим пособиям. Есть атрибуты для сюжетно-ролевых игр в больницу (детский медицинский набор, белый халат и шапочка).

В театральном центре расположено все необходимое для театрализованных игр, представлений, самостоятельной деятельности детей. Имеются различные виды театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный). В центре находятся картотека стихов, потешек, скороговорок, фонотека, дидактические игры на развитие воображения и творчества, имеются атрибуты для постановки сказок, сделанные воспитателями и родителями.

Музыкальный центр, где расположены разнообразные раздаточные музыкальные инструменты, игры на развитие музыкальных способностей детей,   фонотека, песенки для заучивания, согласно программным требованиям и возрасту детей.

 Центр отдыха (уголок уединения) Создавая развивающую среду, мы позаботились о том, чтобы ребенок не потерял чувство защищенности и безопасности и, устав от окружающих  имел возможность перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки и просто отдохнуть, снять напряжение, раздражения, поднять настроение. В центре имеется диванчик, книги, фотоальбомы с семьями воспитанников, настольно – печатные игры.

 Открытая площадка – важное составляющее звено предметно – развивающей среды  детского сада. На территории   детского сада  имеется три  независимые  игровых открытых площадки для разных возрастных групп, на которых которые  оснащены малыми формами: горки: «Пароход», «Горка»-3 качели балансир -3, песочницы -3, Домики- 3, скамейки- 3, столики -3 Две Спортивные площадки оснащены: спортивным комплексом: «Радугой»-4, «Шведской стенкой», «Бревно»-1, скамейки-2.

Составляющие материально-технической базы МБДОУ ДСОВ №22

 

Вид помещения функциональное использование

 

оснащение

Групповая ячейка - 3

(ИГРОВАЯ -3, СПАЛЬНЯ-2, САНИТАРНЫЙ УЗЕЛ - 3, РАЗДЕВАЛКА-3)

 

Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения

 Дидактические материалы по сенсорике,  математике, развитию речи, обучению грамоте

Муляжи овощей и фруктов

Календарь погоды

Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий

телевизор  1

Наборы

Детская мебель для практической деятельности «Кухня» 2

Мягкая игровая мебель 3

Детская мебель для практической деятельности:

столы регулируемые –    33 шт.;

стулья регулируемые –    90   шт.

Стеллаж:  «Домик» -3 , «Тетрис» 1 –– для игр, игрушек.

Книжный уголок (стеллаж напольный) -3 шт.

 Уголок ряжения (наряды, украшения, головные атрибуты) 3.

 «Театральный уголок» –  3  шт.

Уголок для изобразительной детской деятельности

Атрибуты для сюжетно – ролевых игр:

 «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Уголок природы»- 3 шт.

 Конструкторы различных видов Головоломки, мозаики, пазлы, настольные игры, лото. Развивающие игры по математике, логике Различные виды театров Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, кольца и кубики

ИГРОВАЯ

Сенсорное развитие

Развитие речи

Ознакомление с окружающим миром

Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством

Развитие элементарных математических представлений

Обучение грамоте

 Развитие элементарных представлений об окружающем мире Самообслуживание

Трудовая деятельность

Самостоятельная творческая деятельность

Ознакомление с природой, труд в природе.

Игровая деятельность

 Сюжетно – ролевые игры

 

Спальня -2, Дневной сон

Спальная мебель:   3-ярусная кровать –    7   шт. кровать детская-   44    шт.

Раздевалка  Прием детей,  хранение личных вещей,

 Информационно – просветительская работа с родителями

Шкафы 5 секционные – 16,  скамейки- 13

Информационные стенды для родителей,  уголок просветительской работы

 Выставки детского творчества, Наглядно – информационный материал

Методический кабинет Осуществление методической помощи педагогам Организация консультаций, семинаров, педагогических советов

Библиотека педагогической и методической литературы

Пособия для занятий

Опыт работы педагогов

Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми Иллюстративный материал

Изделия народных промыслов.

Игрушки, муляжи

Музыкальный зал, Физкультурный зал (совмещены в одном помещении)

Занятия по музыкальному воспитанию

 Индивидуальные занятия

 Тематические досуги

Развлечения

Театральные представления

Праздники и утренники

 Занятия по хореографии

Занятия по ритмике

Физкультурные занятия

 Спортивные досуги

Развлечения, праздники

Консультативная работа с родителями и воспитателями

Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей

Библиотека методической литературы,

сборники нот Шкаф (для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала

Стол, стул для музыкального руководителя

 Проектор,  Экран для проектора

Электронное пианино

Гимнастические скамейки 2

 Шведская стенка 3

Мягкий модуль для спортивных занятий   2

Спортивные принадлежности (кегли, мячи разных размеров, скакалки, флажки)

Разнообразные музыкальные раздаточные инструменты для детей

Различные виды театров  в ассортименте

Ширма для кукольного театра

Детские, взрослые костюмы, Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ  ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Помещение Вид деятельности,

Процесс

Участники

Музыкально-физкультурный зал

Образовательная область "Художественно- эстетическое развитие",

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети всех возрастных групп

 

Праздники, развлечения, концерты, театры

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети всех возрастных групп, театральные коллективы города и региона

 

Организация дополнительных образовательных услуг (кружки)

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети дошкольного возраста

 

Театральная деятельность

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети всех возрастных групп, родители, гости

 

Утренняя гимнастика

Воспитатели, дети всех возрастных групп

 

Образовательная область "Физическое развитие"

Воспитатели, дети всех возрастных групп

 

Спортивные праздники, развлечения, досуги

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети всех возрастных групп

 

Организация дополнительных образовательных услуг (кружки)

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети дошкольного возраста

 

Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Групповая ячейка 3

Сенсорное развитие

Развитие речи

Познавательное развитие

Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством Развитие элементарных математических представлений

Обучение грамоте

Развитие элементарных историко – географических представлений

Сюжетно – ролевые игры

Самообслуживание

 Трудовая деятельность

Самостоятельная творческая деятельность Ознакомление с природой, труд в природе Игровая деятельность

Воспитатели, дети всех возрастных групп

Спальное помещение 2

Дневной сон,  Гимнастика после сна

Воспитатели, помощники воспитателя дети всех возрастных групп

Раздевалка групповой ячейки, фойе

Информационно – просветительская работа

Дети, родители Педагоги ДОУ

Кабинет заведующего

Документооборот, прием посетителей

Заведующий, гости

Методический кабинет

Осуществление методической помощи педагогам Организация консультаций, семинаров, педагогических советов

Заместитель по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель

Медицинский кабинет

Осуществление медицинской помощи Профилактические мероприятия. Медицинский мониторинг (антропометрия и т.п.)

Медицинские работники